Михаил Кожемякин.

"Делай, что должен, и пох_й, что будет."

Previous Entry Share Next Entry
Л.Грач. ЖИЗНЬ В ДНР. ОБЗОР РЫНКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
m1kozhemyakin
Источник: http://112.ua/statji/zhizn-v-dnr-obzor-rynka-produktov-pitaniya-153012.html

Согласно официальной статистике, с начала года цены на продукты питания в Украине выросли на 16%. При этом на территории "ДНР" этот рост достигает 35%. Что сегодня покупают жители "республики", какой ассортимент им предлагают торговцы и по каким ценам – читайте в нашем обзоре.
По утверждению социологов, именно показатель соотношения расходов семей на продукты питания лучше всего характеризует уровень развития государства. Чем благополучнее страна, тем дешевле продуктовая потребительская корзина домохозяйств. По последним данным Государственного комитета статистики, в Украине с начала года цены на продукты выросли на 15,5%. А доля затрат на питание в украинских семьях за последний год составила 53%. Это самый высокий показатель в Европе, демонстрирующий, что вопрос "как прокормиться" становится у нас главенствующим.
Что же в этой связи говорить о территориях "ДНР" и "ЛНР", где сегодня речь идет не о качестве жизни, а о степени выживания. Где понятие "гуманитарная катастрофа" постепенно становится базовой характеристикой ситуации, прежде всего в продовольственной сфере. Тем не менее, рынок продовольственных товаров в республиках существует и как все, происходящее там, имеет свои характерные особенности.

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ
Если есть деньги, то приобрести продукты питания в той же зоне "ДНР" не проблема. В крупных городах работают гипермаркеты ("Ашан", "Караван" и др.), супермаркеты ("Амстор", "Брусничка", "Обжора", "Велика Кишеня" и др.), магазины, рынки.
При этом система участников потребительского рынка претерпела серьезные изменения – из городов ушел ряд сетевиков. Остались только те, кто сотрудничает с нынешней властью, которая за особые "отчисления" гарантирует целостность поставок товаров и продукции на территорию республики. Небезосновательной является мысль, что весенне-летние "крушения" и ограбления боевиками "ДНР" отдельных супермаркетов (тогда пострадали гипермаркет "Метро", днепропетровские сети "АТБ" и "Варус", и др.) – заказ владельцев местных торговых сетей, который успешно исполнили пророссийские бандформирования. Но вместо желаемого господства на территории "победители" получили массу проблем вплоть до угрозы "национализации" со стороны "ДНР". И сегодня оставшиеся сети вынуждены перерегистрироваться и работать под полным контролем республиканцев. На базе же многочисленных ныне пустующих магазинов сети "АТБ" планируют по примеру "ЛНР" открыть "народные магазины", в которых при наличии социальной карты можно якобы будет приобрести товары по сниженным ценам. Например, в Донецке ранее действовало около 60 точек "АТБ", в октябре 5 магазинов были вскрыты и в них "ДНР" попыталось запустить первые "народные магазины". Однако попытка не увенчалась успехом, так как не удалось выстроить экономически обоснованную логистику по снижению цен, а средств на покрытие расходов в ручном режиме у республики нет. Поэтому эти точки пока продолжают действовать в формате обычных мини-маркетов.
По сравнению с мирным временем изменился и ассортимент продукции. В связи со снижением покупательской способности сегодня критерий цены превалирует над качеством. Поэтому в первую очередь поставляются и раскупаются именно дешевые товары.
Что касается вип-продуктов, они тоже есть, но в очень ограниченном количестве. На полках в наличии и красная икра, и элитная рыба, и изысканный алкоголь. Нынешняя редкость – экзотические фрукты. Например, даже в Донецке проблематично найти манго, ананасы, карамболь, артишоки, физалис, гуайяву и пр., которые раньше присутствовали в ассортименте любого супермаркета. Сегодня же осталось буквально несколько точек продажи фруктовой экзотики, и то – лишь на нескольких рынках города. Да и самих потребителей этих изысков в зоне "ДНР", понятное дело, единицы. Нет спроса – нет и предложения.
Сегодня покупатели отдают предпочтение местным производителям – негласный слоган "Поддержи своих, работающих во время войны" реально действует, к тому же и цены доступны. Тем не менее, на магазинных полках присутствуют товары не только местного производства, но из Центральной Украины и юга страны. Продукции Западной Украины практически нет – и не столько из-за дальности транспортировки, сколько из-за экономико-идеологических моментов. Действительно, начиная с июня, все, что связано с Западной Украиной, имеет меньший спрос. А раз не покупают – то и не завозят.
Влияние идеологии на потребительский спрос отчетливо прослеживается, например, в кондитерской сфере. В Донецкой области и раньше был широкий выбор конфет российских фабрик, но сегодня их изобилие отчетливо заметно. И это даже при стоимости более 100 грн за килограмм "средних" шоколадных конфет.
Особая ситуация с продукцией ТМ Roshen, связанной с именем президента Петра Порошенко и, понятное дело, ненавистью к нему основной части сторонников идеологии "ДНР". Хотя все в той же Донецкой области признают высокое качество конфет "Рошен", тем не менее, с приходом "русского мира" начата настоящая травля торговой марки. Так, с конца мая фирменные автомобили производителя неоднократно захватывались пророссийскими боевиками, тогда же пронеслась серия ограблений торговых складов кондитерской компании. 1 июня в День защиты детей на центральной площади Донецка активисты "ДНР" провели акцию, в ходе которой уничтожали конфеты "Рошен" ящиками. В сети регулярно появляются "фотожабы" с интерпретацией торговой марки, например, с трансформацией названия "Рошен" в "Ярош". В период июня-июля, покупая конфеты этой ТМ, в очереди обязательно находились один-два покупателя, которые сделают нелестный акцент на "неверной" покупке. В августе же, когда были существенные перебои с поставкой продуктов и на кондитерских полках преимущественно осталась продукция "Рошен", уже никто не обращал внимания на такую "антиреспубликанскую" покупку. Стоит заметить, что продукция ТМ "Рошен" до сих пор присутствует в магазинах на территории "ДНР", так как на нее есть спрос, во-первых, аполитичных покупателей, а, во-вторых, противников пророссийской идеологии. Возможно, ее наличие дополнительно является подстраховкой для торговых сетей, которые все равно вынуждены взаимодействовать с Украиной, хотя бы по тем же закупкам.
Особенность рынка табачных изделий на территории "ДНР" – высокая доля контрафактной продукции. Если раньше российским контрафактом торговали из-под полы, то сегодня действуют сети табачных киосков, специализирующихся на продаже безакцизных сигарет. Их стоимость примерно на 10-15% ниже официального товара. Параллельно действует цивилизованный рынок табачных изделий с украинскими акцизами и по единым ценам, установленным производителем на территории страны.

ЖИЗНЬ В ЗОНЕ "ДНР" ДОРОЖАЕТ
Цены на продукты питания в зоне "ДНР" сегодня выше, чем в мирной части Украины. На рост влияют как всеукраинские тенденции (падение курса гривны, подорожание энергоносителей, горюче-смазочных материалов и пр.), так и внутренние особенности – прежде всего, закладываемые в цену дополнительные риски на ведение продаж в зоне военных действий, на доставку грузов через блокпосты и пр. Имеет место и желание компенсировать недополученную прибыль в связи с резким падением покупательской способности и сокращением объемов продаж.
Бизнес – есть бизнес, поэтому нельзя не учитывать и отсутствие былой жесткой конкуренции, что в определенной степени позволяет продавцам вести более вольготное ценообразование. При этом действуют сдерживающие факторы, предотвращающие заоблачный скачок цен. Главные из них – низкая покупательская способность жителей зоны "ДНР", а также контроль со стороны республиканцев, которые серьезно опасаются социальных бунтов. Поэтому, сравнивая нынешние цены в местных магазинах с расценками в мирных городах Украины, можно говорить о дополнительном росте цен на продукты питания на уровне 10-20%. А с учетом приведенных в начале материала данных Госстата, то для жителей "республиканских" территорий продукты суммарно стали дороже минимум на 25-35%.
Для сравнения приведем усредненные цены базовых продуктов в супермаркетах Донецка и Киева по состоянию на конец ноября (нами анализировались расценки двух наиболее распространенных торговых сетей столицы Донбасса и двух аналогичных супермаркетов столицы Украины):
(Курс гривны к рублю на день публикации - 3,28 руб. - М.К.)
днр
Как видно, в "ДНР" выгодно удерживаются цены на молоко, муку и мясо. Это удается, в основном, за счет их местного производства. А вот низкая стоимость сахара и макаронных изделий может объясняться несколькими причинами. Официальная – распродают запасы, скопившиеся на складах. Как вариант с поправкой на ситуацию – эти запасы могли образоваться за счет оставшихся складов "выдавленных" с рынка конкурентов, а также периодически возникающих в "ДНР" скандалов о перепродаже гуманитарных грузов (а сахар и макаронные изделия являются базовыми в таких наборах, мука в них также встречается).
В общем, исходя из нынешних цен, донецкой хозяйке на приготовление 5 литров борща, без которого немыслим стол ни в Украине, ни в "ДНР", нужно затратить около 70 грн. То есть порция в 500 г домашнего украинского блюда обойдется в 6-7 грн.

ГУМАНИТАРНОЕ СПАСЕНИЕ
Малообеспеченные жители территории "ДНР" имеют возможность ежемесячно получать продуктовые наборы, которые поставляются по двум основным каналам – из России и от украинского Гуманитарного штаба "Поможем", также действуют единичные волонтерские организации. Таким образом, теоретически каждый, попадающий под эту категорию граждан, может получить по два набора в месяц. Однако, учитывая ограниченность пунктов выдачи и самих наборов, основное сосредоточение гуманитарных точек именно в Донецке (да и здесь их до 30-ти на весь город), и просто неописуемые очереди, на практике заветный продпаек достается ограниченной части нуждающихся. Даже сам глава "ДНР" Александр Захарченко относительно поступления гуманитарной помощи признает, что они получают "всего 8% от необходимого, она (гуманитарная помощь, - авт.) приходит на 100-150 тысяч человек из 2 миллионов населения".
Тем не менее, в стандартный "российский" продуктовый набор сегодня входит: 1 бутылка подсолнечного масла (1 л), 1 кг сахара, по одному килограмму крупы (гречневой, ячневой), пачка макарон, 2 банки рыбных консервов, 1 пачка чая и 1 бисквитный рулет (или пачка печенья, пряников или пр.). Если отталкиваться от нынешних розничных цен в зоне "ДНР", то на таком наборе жители могут сэкономить до 103 грн.
Стандартный набор от штаба "Поможем" дополнительно расширен за счет: 1 кг муки, 1 кг риса, 1 пачки хлопьев овсяных, 1 банки тушенки, 1 банки сгущенного молока. То есть здесь тот же житель Донецка, Харцызска, Ясиноватой, Шахтерска, Енакиево и Моспино (где работает штаб) суммарно имеет экономию на продуктах – 184 грн.
Итого, если повезет, в месяц бесплатно можно получить два продпайка в эквиваленте 287 грн. Но можно ли продержаться на таком наборе продуктов месяцами? Вопрос риторический.
Конечно, продуктовые наборы – это реальная помощь, поддержка, но не решение сложившихся гуманитарных проблем. А с учетом экономических "санкций" со стороны Киева и ужесточения требований к местному бизнесу со стороны самих "республиканцев", положение рядовых граждан зоны "ДНР" в ближайшее время еще больше усугубиться. Хотя, казалось бы, куда еще больше.
_______________________________________________________________________________________________Лина Грач, специально для 112.ua

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in