?

Log in

No account? Create an account

Михаил Кожемякин.

"Делай, что должен, и пох_й, что будет."

Share Next Entry
ХОРВАТСКИЕ УСТАШИ (Часть 6 и литература)
m1kozhemyakin


Однако большинству усташей, остававшихся в руках Союзников после мая 1945 г., все-таки удалось впоследствии избежать выдачи в Югославию. Общественность на Западе находилась под негативным впечатлением кровывых событий в Бляйбурге, и англо-американские спецслужбы в дальнейшем тщательно рассматривали каждое конкретное представление югославских властей. До марта 1947 г. югославское правительство направило Союзникам запросы на выдачу из 936 хорватов, однако югославские требования были удовлетворены только в 77 случаях. К началу 1948 г. список увеличился до 1800 человек, из которых 400 находились в Австрии и Германии, в секторе, контролируемом Великобританией. Однако британское правительство согласилось передать Югославии только 58 лиц, по результатам его собственного разбирательства уличенных как военные преступники. Впрочем, на основании того, что британцами был освобожден из-под стражи бывший усташеский министр внутренних дел Андрие Артукович, можно предположить, что решение о выдаче отнюдь не всегда было взвешенным: раз депортации в Югославию избежал очевидный военный преступник, нет гарантий, что среди выданных не оказалось невинных людей.
При большой помощи полулегальной сети католических священников хорватского происхождения, ранее связанных с усташеским режимом, в конце 1940-х гг. многие из оказавшихся на Западе функционеров «Усташи» смогли переправиться со своими семьями и даже с личными капиталами в Новый свет (так называемая «переброска по крысиным каналам»). В 1948 г. через Швейцарию и Ирландию в США выехал Андрие Артукович. Тогда же по поддельным документам на имя аббата Пабло Араноиса в Аргентину перебрался и сам Анте Павелич. Простые хорватские усташи, военнослужащие и гражданские беженцы, сумевшие пробиться на Запад, также получали поддержку от своих соотечественников в сутанах, однако гораздо более скромную. В основном эти люди влились в состав хорватской диаспоры в Европе, в обеих Америках и в Австралии, принеся с собой леденящие душу рассказы о Второй мировой войне и чувство жгучей обиды на руководство «Усташи», по их мнению, повинное в их страданиях. Именно поэтому усташеская эмиграция быстро выдвинула из своей среды новых людей, которые организовывали вокруг себя бывших боевых товарищей и вели активную общественно-политическую деятельность; практически никого из прежних лидеров среди них не было. Исключение составлял, пожалуй, только Евген «Дидо» Кватерник, также проживавший в Аргентине и пользовавшийся в эмигрантской среде большим авторитетом (Кватерник-младший вел активную публицистическую работу и никогда не высказывал сожаления о своих деяниях в годы войны. В 1957 г. он погиб в автокатострофе вместе с двумя своими дочерьми). Созданное Анте Павеличем в Аргентине в 1956 г. Хорватское освободительное движение (Hrvatski oslobodilaсki pokret) имело в хорватской диаспоре весьма ограниченный вес.
В то же время усташеское движение в самой Хорватии не прекратило существования с победой Иосипа Броз Тито. Сумевшие избежать плена или гибели военнослужащие Хорватских вооруженных сил, в большинстве своем - усташи, однако также и представители других структур (домобраны, жандармы и т.д.), развернули в горных районах Хорватии и Герцеговины партизанскую борьбу. Их отряды поддерживали связь с законспирированными усташескими ячейками в городах, а также, в ряде случаев, с эмиграцией. Участники этих формирований получили в народе название «крестоносцев» (krizari). Действуя крайне жестокими методами и умело скрываясь от преследования, они нападали на местных коммунистических функционеров и сотрудников югославских структур безопасности (считается, что ими было убито свыше 2 тыс. сторонников Тито) . Попытку организовать разрозненные группы «крестоносцев» в единое движение предпринял из эмиграции бывший начальник усташеской службы защиты Векослав «Макс» Любурич, однако проникший в усташеское подполье агент югославских спецслужб сумел убить его. Не имевшие никакой позитивной программы и державшиеся только местью и ненавистью, отряды «крестоносцев» никогда не пользовались широкой поддержкой среди населения, хотя и стали впоследствии романтическими героями для поколений не принимавшей коммунистических реалий Югославии хорватской молодежи. К 1950 г. большинство групп «крестоносцев» были уничтожены югославскими силами безопасности или вытеснены из страны. Тем не менее, вплоть до обретения Хорватией государственной независимости 25 июня 1991 г. многие возникавшие в стране подпольные антикоммунистические группы принимали на себя название «усташей», ставшее для многих националистически настроенных хорватов в это время своего рода символом борьбы за независимость.
Усташи, оказавшиеся после падения НГХ в титовских концентрационных лагерях, также не прекращали борьбы. Выделявшиеся среди других заключенных сплоченностью и взаимовыручкой, в конце 1940-х – начале 1950-х гг. они возглавили целый ряд выступлений узников против непосильного труда и нечеловеческих условий содержания, в т.ч. и в печально знаменитом политическом лагере Голи Оток – от забастовок и акций протеста до открытых восстаний. В конечном итоге вокруг бывших усташей организовались македонцы, словенцы, черногорцы и даже их бывшие враги – сербские четники. Главным результатом того, что югославские узники Второй мировой войны, вопреки всем репрессиям и лишениям, не позволили лагерной администрации насаждать свои порядки, стало то, что режим в югославских пенитенциарных заведениях заметно смягчился, условия труда и содержания заключенных улучшились. С 1956 по 1960 гг. правительство Иосипа Броз Тито провело амнистию бывших участников антикоммунистических воинских формирований 1941-45 гг., и немногие выжившие усташи вернулись в Хорватию, где еще долгие годы подвергались поражению в правах и дискриминации со стороны югославских властей.
Проживавший в Аргентине под защитой знаменитого диктатора Хуана Перона, Анте Павелич всеми силами пытался восстановить свое влияние среди хорватской политической эмиграции. Он активно встречался с представителями как ее националистического, так и либерального крыла, занимался публицистикой, литературной деятельностью и благотворительностью, однако – без особого успеха. Хорваты так и не смогли простить ему то, что в 1945 г. он не разделил судьбу своих солдат в Бляйбурге. Встретившийся с ним в Буэнос-Айресе в начале 1950-х гг. соратник его первых лет борьбы бывший руководитель молодежного движения «Усташи» Бранимир Елич, с 1930-х гг. проживавший в США и ставший преуспевающим бизнесменом, описал Павелича как «усталого нервного человека, обремененного своими мыслями, заботой о репутации и о семье, который все время повторял, словно заклинание: «Все, что я делал, считал необходимым для государства и народа; я ничего не делал для себя». Как ни странно, наиболее близкие отношения в Аргентине Павелич поддерживал с бывшим премьер-министром Королевства Югославия Миланом Стоядиновичем, считавшимся приверженцем великосербского национализма. Бывшие непримиримые противники не только вместе проводили различные общественные мероприятия, но даже стали личными друзьями. Существует легенда, что, комментируя эту парадоксальный альянс, Евген «Дидо» Кватерник незадолго до своей гибели заметил: «Сколько народа бы выжило, если бы они начали пить вместе лет двадцать назад».
Впрочем, далеко не все сербские националисты были склонны простить Павеличу резню их соотечественников в НГХ. Учитывая тот факт, что бывший «поглавник», хоть и проживавший официально под чужим именем, особенно не скрывался, вычислить его не составило труда. 10 апреля 1957 г., когда хорватская диаспора в Буэнос-Айресе отмечала годовшину провозглашения НГХ, двое бывших четников – Благое Йовович и Мило Кривокапич - подкараулили прибывшего на мероприятие на омнибусе Анте Павелича и открыли по нему огонь из пистолетов. Не растерявшись, лидер «Усташи» стал уклоняться от выстрелов, с необычайным для его возраста проворством прыгая из стороны в сторону, однако все-таки был поражен двумя пулями в руку и в плечо. Скрывшиеся с места происшествия незадачливые мстители, как ни странно, нашли поддержку у Милана Стоядиновича, который помог им избежать ареста «как серб сербам».
После покушения, не завершив курс лечения, Павелич принял решение из соображений безопасности покинуть Аргентину. Бывшие усташи помогли ему перебраться с семьей в Испанию, и 27 ноября 1957 г. он прибыл в Мадрид, где вел скромную частную жизнь. Здоровье экс-«поглавника», подорванное ранением и застарелым сахарным диабетом, быстро ухудшалось. В ноябре 1959 г. он был помещен в мадридскую клинику немецкого профессора Рудольфа Сеиза, который намеревался вновь прооперировать ранения Павелича; однако состояние пациента этого не позволило и 28 декабря Анте Павелич умер. На похоронах присутствовали члены семьи бывшего «поглавника» и несколько усташей в штатском. В 1968 г. дочь Павелича Вишня опубликовала книгу его воспоминаний (Dozivljae).
Пожалуй, последним громким аккордом истории «Усташи» стала выдача из США в Югославию в 1986 г. 87-летнего бывшего министра иностранных дел НГХ Андрие Артуковича, которому предшествовала интенсивная дипломатическая и общественная кампания по обвинению его в военных преступлениях, продолжавшаяся несколько десятилетий. 14 апреля 1986 г. в Загребе открылся судебный процесс с привлечением большого количества документальных свидетельств и 50 очевидцев усташеских злодеяний. По свидетельствам югославской и международной прессы, «это был судебный процесс не только над Артуковичем, но и над всем усташеским движением». Сам Артукович отрицал все обвинения, утверждая, что не причастен ни к каким преступлениям. 14 мая 1986 г. суд вынес приговор: Артукович был приговорен к расстрелу. Его адвокаты направили апелляции во все инстанции вплоть до Президиума СФРЮ с просьбой о смягчении приговора, но все они были последовательно отклонены. Тем не менее, слабое здоровье осужденного способствовало тому, что весной 1987 г. консилиум врачей счел, что согласно инструкции о приведении в исполнение смертной казни, она должна быть отсрочена. Бывший министр внутренних дел усташеского режима умер в особой палате тюремной больницы 16 января 1988 г.
Память рядовых усташей, вместе с тысячами других хорватских жертв убитых коммунистами в 1945 г., в наши дни скромно отмечается в Хорватии на католические дни поминовения усопших. Многие из них были простыми солдатами и офицерами элитных воинских формирований НГХ и, вероятно, не могут нести ответственность за геноцид сербов, евреев и цыган. Другие творили страшные злодеяния во имя бредовых идей, вложенных в их головы политическими вождями. И те, и другие сполна заплатили за свои преступления и ошибки на кровавых полях Бляйбурга, в расстрельном рву у Марибора, на страшных «маршах смерти», за бесконечные годы лагерной тоски. Но преступления усташеского режима против мирных людей никогда не должны быть забыты или оправданы.

__________________________________________________________________________________Михаил Кожемякин


Л И Т Е Р А Т У Р А
На сербскохорватском языке

Sidak J. et al. Hrvatski narodni preporod - ilirski pokret. - Zagreb, 1990.
"Odgonetavanje Zagonetke Rakovica" Zvonimir Kulundic // Multigraf - Zagreb, 1994.
Krizman В. Ante Pavelic i ustase. – Zagreb, 1986.
Pjesme Ante Pavelica. – Zagreb, 1992.
P. J. Tajni rat Srbije : propaganda i manipuliranje povijescu. - Zagreb, 1992.
Jareb M. Ustasko-domobrasnki pokret. Od nastanak do travnja 1941. - Zagreb, 2006.
Jelic-Butic F. Ustase i NDH. – Zagreb, 1977.
Hrvatski leksikon. - Т. 1. – Zagreb, 1997.
Kosutic I. Hrvatsko domobranstvo u drugom svjetskom ratu. - Zagreb, 1992.
Plenca D. Medunarodni odnosi Jugoslavije u toku drugog svetskog rata. – Beograd, 1962.
Licic S. Bjelovarski ustanak hrvatskih vojnika 8 travnja 1941. – Zagreb, 1992.
Nedelja. - Zagreb, 11 travnja 1941.
Ante Pavelić - 100 godina / Zbornik - Zagreb, 1995. - s. 186
Antisic D., Maricic M. U smrt spremni! Opomena. – Zagreb, 1995.
Kisiс-Kolanoviс N. NDH i Italija. Politiсke veze i diplomatski odnosi. – Zagreb, 2001.
Zerjavic V. Gubitci stanovnistva Jugoslavije u drugom svjetskom ratu. - Zagreb, 1987.
Kocovic B. Zrtve Drugog svjetskog rata u Jugoslaviji. – London, 1985.
Нацистички геноцид над Србима // Православље – новине Србске Патриjаршиjе. - № 5 – Београд, 2005.
Самарциh М. Генерал Дража Михайловиh и општа историjа четничког покрета. – Кн. 1. – Крагуjевац, 2005.
Zuckerman Itkoviс B. Funkcija protuzidovske propagande zagrebackih novina u Nezavisnoj Drzavi Hrvatskoj od travnja do srpnja 1941 godine. // Casopis za suvremenu povijest - Vol. 38 - 2006.
Kristo J. Katolicka crkva i Nezavisna Drzava Hrvatska 1941.-1945. - Druga knjiga: Dokumenti. - Zagreb, 1998.
Benigar A. Alojzije Stepinac – hrvatski kardinal. - Zagreb, 1993.
Чолаковиh Р. Записи из ослободилочког рата. – Београд, 1956.
Drugi svetski rat. Pregled ratnih operacija. – Kn. 2. – Beograd, 1969.
Oslobodilacki rat naroda Jugoslavije 1941-1945. – Beograd, 1957. – Kn. 1.
Dizdar Z., Sobolevski M. Presucivani cetnicki zlocini u Hrvatskoj i u BiH. – Zagreb, 1999.
Krizman B. Pavelic izmedu Hitlera i Mussolinija. – Zagreb, 1983.
Peric M. 1945-1995. Bleiburg. Svjedocanstvo. - Zagreb, 1995.
Grcic M. i dr. Otvoreni dossier: Bleiburg. – Zagreb, 1990.
Zerjavic V. Opsesije i megalomanije oko Jasenovca i Bleiburga. Gubici stanovnistva Jugoslavije u drugom svjetskom ratu. - Zagreb, 1992.
Petrinoviс I. Mile Budak - portret jednog politiсara. – Split, 2002.
Radeliс Z. Krizari - gerila u Hrvatskoj 1945.-1950. - Zagreb, 2002.

На английском языке

Bosworth R. J. B. Mussolini’s Italy. Life Under Dictatorship, 1915-1945. – New York, 2006.
Thomas N., Mikulan K. Axis Forces in Yugoslavia 1941-1945. - London. 1995.
Alexander S. Church and State in Yugoslavia since 1945. – Cambridge, 1979.
The Illustrated Encyclopedia of World Tanks fnd Fighting Vehicles / Foss C. F. – London, 1977.
Lituchy B. M. Jasenovac and the Holocaust in Yugoslavia. - New York, 2006.
Littlejohn D. Foreign Legions of the Third Reich. - R. James Bender Publishing, 1994.
Mousavizadeh N. The Black Book of Bosnia. - New York, 1996.
Windrow M. The Waffen-SS. / Men-at-Arms, 34. - Oxford, 1982.

На русском языке

Европейские революции 1848 г. "Принцип национальности" в политике и идеологии. - М., 2001.
Задохин А. Г., Низовский А. Ю. Пороховой погреб Европы. Балканские войны ХХ века. – М., 2000.
Васильева Н., Гаврилов Б. Югославский тупик? Исторические судьбы Югославии в ХХ веке. – М., 2000.
Третий рейх: трагедия народов / Штурм власти. – М., 1998.
Волков В. К.Операция «Тевтонский меч». - М., 1966.
История Второй мировой войны 1939-1945. – Т. 2. – М., 1974.
Уэст Р. Иосип Броз Тито: власть силы. – Смоленск., 1997.
Найер А. Военные преступления. Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. – М., 2000.
Петрович Р. Геноцид с благословения Ватикана. - Нижний Новгород, 1999.
Станоевич Б. Усташеский министр смерти: анатомия преступления Андрия Артуковича. – М., 1989. – с. 44.
Движение сопротивления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы 1939-1945. – М., 1995.
Быков К. В. Харьковский «котел» 1942. Крушение надежд. – М., 2007.
Залесский К. Командиры национальных формирований СС. - М., 2007.
Зефиров М. В. Асы Втрой мировой войны: союзники Люфтваффе: Венгрия, Румыния, Болгария, Хорватия, Словакия, Испания. – М., 2002.
История Второй мировой войны 1939-1945. – Т. 9. – М., 1978.

На болгарском языке

Михайлов И. Избрани произведения. – София, 1993.
Каракачанов К. ВМРО. 100 години борба за Македония. – София, 1994.
Груев С. Корона от търни. - София, 1994.
Иван Михайлов – живот и дело. – Благоевград, 1994.


И Н Т Е Р Н Е Т – Р Е С У Р С Ы

http://hr.wikisource.org/wiki/Ustav_hrvatske_revolucionarne_organizacije
http://www.jusp-jasenovac.hr/Default.aspx?sid=5699
http://hr.wikipedia.org/wiki/Nezavisna_Dr%C5%BEava_Hrvatska
http://religion.ng.ru/style/2001-08-22/8_ustashi.html
http://www.blog.hr/print/?id=190166

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.